Французский художник Пьер-Огюст Ренуар — один из основоположников импрессионизма, наряду с Клодом Моне, Поль Сезанн и Альфред Сиссле. В его картинах также чувствуется влияние Эжена Делакруа, Гюстава Курбе, Эдуара Мане и Камиля Коро.
Ренуар родился в 1841 году в Лиможе, в центральной Франции. Он шестой ребенок в семье портного и разнорабочего.
Его семья переехала в Париж в 1845 году. В 1854 году Ренуар начал работать на фарфоровом заводе, где научился рисовать красочные предметы на тарелках.Прежде чем начать изучать изобразительное искусство, он работал в нескольких других местах, где рисовал на ткани веерные украшения и религиозные сцены. предназначен для христианских миссионеров.
В 1862 году Ренуар начал изучать живопись у Шарля Глейра, среди его одноклассников и друзей были Альфред Сиссле, Фредерик Базиль и Клод Моне. Он выставил свою первую картину в 1864 году – «Танцующая Эсмеральда». Признание он получил только спустя десять лет, после первой выставки импрессионистов в 1874 году.
В 1880-х годах Ренуар отошел от импрессионизма и принял более классический стиль живописи. В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, от которой у него было трое сыновей. Через два года он заболел ревматоидным артритом, который со временем делал его движения все более и более затрудненными.
В начале нового века он переехал в Кан-сюр-Мер в Провансе, где климат был теплее. Последние годы жизни Ренуар провел в инвалидной коляске, что не мешало ему заниматься живописью. Гениальный художник умер в 1919 году.
10. Две сестры (на террасе)
1881
Фон картины — Maison Fournaise – ресторан, расположенный на острове в Сене, к западу от французской столицы. Изображенная на полотне старшая сестра – Жанна Дарло, впоследствии ставшая актрисой. Однако личность младшей девушки остается неизвестной. Говорят, что она не имеет никакого отношения к Жанне. Название «Две сестры» дал Ренуар, а дополнение «на террасе» добавил первый владелец картины.
9. Зонтики
1881-1886
На картине изображена оживленная парижская улица, где у большинства людей есть зонтики, чтобы защитить себя от дождя. Шедевр демонстрирует два этапа творческой карьеры Ренуара. Когда он начал работать на холсте в 1881 году, художник использовал быстрые и живые приемы импрессионизма. Он продолжил работу над картиной в 1885 году, когда уже потерял интерес к импрессионизму и был вдохновлен классической техникой. Поэтому левая часть картины, особенно главная женская фигура, написана в классическом стиле.
8. Парижанин
1874
Моделью в этом знаменитом произведении является Генриетта Анрио, актриса театра Одеон. Когда картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 году, критики встретили ее довольно прохладно. Один из них даже сравнил обтягивающую туфельку актрисы с маленькой черной мышкой. Однако сегодня это одна из самых известных работ Ренуара. После того, как картина стала частью коллекции Национального музея Уэльса в 1952 году, «Парижанка» стала одним из самых знаковых и популярных экспонатов музея.
7. Девушки на фортепиано
1892
Бытовые сцены обычны в поздних работах Ренуара, а женщины, играющие на пианино, — одна из его любимых тем. Картина была заказана французским правительством и предназначалась для Люксембургского музея. Ренуар очень тщательно разрабатывал и совершенствовал композицию в серии из пяти однотипных полотен. «Девочки-пианисты» считаются самой успешной из серии.
6. Мадам Жорж Шарпантье и ее дети
1878
Богатый и влиятельный издатель Жорж Шарпантье и его жена Маргарита очень интересовались искусством Ренуара. Картина была заказана издателем и впервые была показана в 1879 году. Заказ стал крупным прорывом для художника, так как принес ему желаемое внимание и признание критиков. На картине Маргарита Шарпантье рядом со своим трехлетним сыном Полем, одетым так же, как и ее сестра Жоржетта, сидит рядом с любимой собакой.
5. Танец в Буживале
1883
Картина является одной из трех, написанных Ренуаром по заказу Поля Дюран-Рюэля – один из самых больших поклонников его творчества. Полотно является главной достопримечательностью Музея изящных искусств в Бостоне и изображает двух ближайших друзей художника – Сюзанна Валадон и Поль Огюст слились в страстных объятиях во время вальса. Картина считается революционной в классический период Ренуара.
4. Ложа
1874
«Домик» — главная картина, с которой Ренуар участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году. На полотне изображена современная пара, сидящая на лучших местах в театре. Как и многие импрессионисты, Ренуар использовал «Ложу», чтобы запечатлеть меняющуюся природу современного парижского общества. Элегантно одетая женщина сняла бинокль, чтобы показать себя поклонникам в театре, а ее спутник, напротив, пристально наблюдает за красавицами в салоне. Картина считается одним из величайших шедевров импрессионизма.
3. Купающиеся женщины
1884-1887 год
К концу своей карьеры Ренуар сосредоточился на монументальных обнаженных телах и домашних сценах. В этой картине, на которой изображена сцена купания обнаженных женщин, художник придает фигурам скульптурность, а пейзаж за ними переливается импрессионистическим светом. Модели картины включают его будущую жену – блондинка Алин Шариго и художница Сюзанна Валадон на переднем плане. Ренуар потратил три года на совершенствование картины.
2. Обед на лодке
1880-1881 год
Одна из самых известных картин не только Ренуара, но и всего импрессионизма. «Обед на лодке» известен богатством форм и мастерской передачей света. Картина насыщена сочными красками, характерными для импрессионизма. Полотно представляет собой романтический портрет друзей художника, наслаждающихся послеобеденной прогулкой на лодке по Сене. Среди них его будущая жена и еще один известный импрессионист-художник Гюстав Кайботт.
1. Бал в Мулен де ла Галетт
1876
В «Бале в Мулен де ла Галетт» Пьер-Огюст Ренуар раскрывает свою истинную гениальность, сумев соединить на одном полотне мастерство коллективного портрета, натюрморта и пейзажа. Картина уникальна тем, что до этого ни один художник не создавал изображения, отражающего аспект повседневной жизни в таком масштабе. Полотно воссоздает типичный воскресный полдень в парке Мулен де ла Галетт в парижском районе Монмартр в XIX веке. Картина является одним из самых известных шедевров импрессионизма и была определена как «Самая красивая картина 19 века». Это также одна из самых дорогих картин в мире.