На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Топчик

2 подписчика

История Pontiac Banshee: был ли это Vette бедняка? Из архивов: производство,…

Из архивов: производство, также известное как XP-833, было остановлено из-за того, что Chevy беспокоится о том, что Banshee сократит продажи Corvette? Получите полную историю.

Представьте себя генеральным директором Chevrolet в 1966 году. Вы находитесь за рулем крупнейшего подразделения General Motors, под вашим наблюдением общее производство легковых автомобилей превышает 2 миллиона единиц.

Дела идут хорошо, верно? Не так быстро. В 1966 году Chevrolet терпел поражение на нескольких фронтах, и было ощущение, что конкуренты начинают съедать обед USA-1. Наибольший успех пришелся на Ford Mustang . Без какой-либо прямой конкурирующей модели, которую можно было бы рассмотреть (до Camaro оставался еще год), миллион покупателей Mustang пропустил мимо выставочных залов Chevy, где квадратные Chevy II Novas и запятнанные репутацией Corvair были единственными линиями защиты.

В этом контексте растущей враждебности со стороны Ford и остального Детройта Чеви меньше всего хотела усиления конкуренции внутри General Motors. Похоже, именно здесь начинается и заканчивается история Pontiac XP-833, более известного как первый концепт-кар Pontiac Banshee

Элегантный двухместный автомобиль

Гладкий серебристый двухместный спортивный автомобиль Banshee, представленный на выставке, должен был начать производство в 1966 году, но, очевидно, так и не достиг этой цели. Некоторые говорят, что его упадок был прямым результатом жалоб Chevrolet на то, что он сильно ударит по продажам Corvette. Это предположение имеет смысл в свете того факта, что XP-833 был двухместным автомобилем с кузовом из стекловолокна, как и Corvette .

И с ежегодными продажами Corvette в диапазоне 20 000 единиц, было не так много места для конкуренции.

Но это предположение игнорирует тот факт, что в начале 1960-х Ford, казалось, был готов вернуться на рынок двухместных спортивных автомобилей, ранее занятый Thunderbird 1955-1957 годов. На это намерение намекнуло представление в октябре 1962 года концепции Mustang I, двухместного родстера со средним расположением двигателя, оснащенного небольшим двигателем V-4. Также стоит отметить Chrysler XNR 1960 года выпуска. Этот двухместный автомобиль, ярко оформленный Вирджилом Экснером, отличался уникальным асимметричным корпусом и деталями отделки, увенчанными диким спинным плавником. XNR подлил масла в огонь слухов о том, что остальные две трети «большой тройки» очень внимательно следят за рынком двухместных спортивных автомобилей. И давайте не будем забывать о легендарном соединении товаров от AC Cars of Britain и FoMoCo капером Кэрроллом Шелби еще в 1962 году.

В свете этих широко разрекламированных событий XNR был представлен на автосалоне в Нью-Йорке в 1960 году; Mustang I был официально представлен на Гран-при США 1962 года в Уоткинс-Глене; а «Кобры» Шелби преодолевали дорожные трассы от побережья к побережью — было много предположений, что Corvette не собирается долго оставаться единственным спортивным автомобилем Америки. В таком климате легко понять, почему Понтиак хотел бы поймать часть действия. Так родился XP-833.

«Вы должны позволить нам сделать двухместный спортивный автомобиль»

Мы поговорили с Биллом Коллинзом, бывшим штатным инженером группы Pontiac Advanced Engineering (то есть будущих продуктов). Как близкий соратник главы Pontiac Motor Division Джона Делориана с момента прибытия Коллинза туда в 1958 году, Коллинз сказал: «Когда-нибудь вы должны позволить нам сделать спортивный автомобиль с двумя пассажирами», на что ДеЛориан ответил: «Когда-нибудь мы сделаю это». Этот день наступил в конце 1963 года, когда Делориан одобрил финансирование разработки и производства программы двухместных спортивных автомобилей XP-833. По словам Коллинза, на дизайн кузова сильно повлиял шоу- кар Corvair Monza GT с задним расположением двигателя 1963 года, а не шоу-кар Ларри Шиноды Mako Shark II Corvette 1965 года , который превратился в серийный Corvette 1968 года. Коллинз добавляет: «Мы разрабатывали внешний вид вместе со студией дизайна Неда Николса, и Monza GT был нашим главным источником вдохновения».

Коллинз и его команда приступили к работе в полностью оборудованном инженерном здании Pontiac. Одним из его предыдущих назначений было руководство разработкой нового гибкого стального карданного вала и задней коробки передач, которые появились в серийных моделях Pontiac Tempest 1961-1963 годов. Tempest был первым компактным автомобилем Pontiac, и перенос веса коробки передач на заднюю часть кузова привел к почти идеальному распределению веса между передней и задней частями. Таким образом, можно предположить, что Pontiac Banshee также будет использовать трансмиссию с коробкой передач и, возможно, даже будет основан на укороченной цельной платформе Tempest 1963 года. Этого не должно было быть.

На самом деле модели Tempest с поворотной осью имели лишь незначительный успех на рынке. Покупатели так и не оценили дополнительные инженерные детали под его металлической оболочкой. Итак, для модели 1964 года Tempest был полностью переработан как более традиционное предложение с кузовом на раме с большими размерами и активной задней осью. Он также стал доступен с дополнительным пакетом GTO, и родилась легенда. Но мы отвлеклись. Поскольку детали качающейся оси больше не производятся, команда Коллинза взяла несколько секций от обычной периметральной рамы Tempest 1964 года и 10-болтового ведущего заднего моста в стиле Солсбери в качестве отправных точек для своего небольшого парка концептуальных автомобилей ручной сборки.

Под кожей Pontiac Banshee

Чтобы лучше понять, что они вылупились, мы поставили купе Pontiac Banshee на подъемник в Милфорде, штат Коннектикут, в магазине его нынешнего владельца Лена Наполи. Давайте рассмотрим шасси и подвеску спереди назад. Коллинз говорит нам, что серийная версия должна была состоять из цельной стальной конструкции с обшивкой из стекловолокна. XP-833 оснащен гибридной рамой с традиционной стальной рамой по периметру, но без отдельных точек крепления корпуса болтами. Скорее, полы каркаса кузова состоят из простых плоских стальных листов и неразъемно приварены к раме коробки. Видны многочисленные сырые сварные швы, и все защищено толстым слоем черной краски.

Серийная версия, без сомнения, имела бы гораздо более крупные секции рамы и пола с точечной сваркой, удерживающей все это вместе, а не головоломку из плоского стального листа, лежащую в основе этой концепции ручной сборки. Передняя подвеска с двойными А-образными рычагами с цилиндрическими пружинами выглядит как обычные штампованные стальные А-образные рычаги, но они не из ожидаемого набора запчастей Tempest 1964 года. Дальнейшие исследования также исключают контейнеры для запчастей Tempest или Corvair 1961-63 годов (Tempest первого поколения имеет много общего с Corvair). Маловероятно, что GM будет выпускать специальные штампованные рычаги управления только для этих спортивных автомобилей ручной сборки, поэтому мы не знаем их происхождения.

Получение технических

Мы знаем, что пара амортизаторов/пружин малого диаметра поддерживает легкую носовую часть без напряжения, а обычная система рулевого управления с направляющим рычагом и ручной коробкой передач направляет колеса. Здесь нет рейки и шестерни. Задняя подвеска находится в стадии разработки. Хотя группа Коллинза, вероятно, обратила внимание на революционную на тот момент независимую заднюю подвеску Corvette, в Pontiac Banshee используется стандартная задняя ось Tempest с 10 болтами, но на этом поиск запчастей заканчивается. Четырехзвенная установка с полным приводом Watts полностью состоит из сваренных вручную стальных пластин и труб.

Особый интерес представляют многочисленные отверстия, просверленные в каждом из четырех звеньев подвески в тщательно измеренных местах. Коллинз объясняет, что отверстия позволяют тонко регулировать длину для оценки геометрии подвески — сквозной болт фиксирует настройку. Мы спросили Коллинза, сколько реальных испытаний было проведено на автомобилях, и он ответил: «Мы отвезли их на испытательный полигон в Милфорде и проехали на них. курс на разработку задней подвески ведущего моста и ее окончательную геометрию». Регулируемые задние тяги ручной работы являются спорным свидетельством того, что работа не была завершена, когда программа закончилась. В производстве эти звенья были бы обычными стальными штамповками. Винтовые пружины и обычные амортизаторы поддерживают заднюю часть и помогают снизить вес по сравнению с листовыми рессорами.

Коллинз отмечает, что дорожный просвет не был проблемой, несмотря на низкий силуэт. Частично этому способствует размещение единственного глушителя внутри сверхширокого трансмиссионного туннеля. Он запирает карданный вал и очень похож на то, как каждый C4 Corvette 1984-1996 годов укладывает свой каталитический нейтрализатор в аналогичную пустоту по той же причине. Последние детали ходовой части — это обычный алюминиевый корпус Т-10 с четырехступенчатой ​​​​механической коробкой передач, литой алюминиевый корпус сцепления и стандартные 9,5-дюймовые ручные барабанные тормоза на каждом углу.

Экономичное шасси Banshee

Если у вас сложилось впечатление, что Pontiac Banshee ездит на очень экономичном шасси, вы правы. Коллинз говорит нам: «Цель состояла в том, чтобы использовать некоторые из основных компонентов шасси автомобиля класса А, чтобы вам не пришлось их переоснащать. Серебристое купе демонстрирует то, что должно было быть базовой моделью, лидером по цене». В подтверждение этому мы находим под капотом рядную шестерку! В то время как Corvettes не использовали шестерку с 1954 года, Коллинз выбрал новую для 1966 года шестерку Pontiac с верхним распредвалом объемом 230 кубических дюймов и новаторским кулачковым приводом с гибким ременным приводом. Но это не сексуальная версия Sprint мощностью 215 л.с. с четырехкамерным карбюратором Rochester и двухсекционным чугунным коллектором, а базовая модель с однокамерным карбюратором, выпускным коллектором в стиле бревна и мощностью 165 л.с.

Коллинз говорит нам, что идея XP-833 заключалась в том, чтобы предоставить доступный и интересный двухместный спортивный автомобиль, а не экзотический шоссейный гонщик. Но, добавляет он, «список опций должен был быть длинным», поэтому немногие серийные экземпляры были бы такими же строгими, как наше серебристое купе. На самом деле, второй XP-833 был построен с 326 V-8 просто для того, чтобы дать представление о том, что возможно с дополнительной мощностью. Этот автомобиль существует сегодня в коллекции Джо Бортца и представляет собой родстер (на самом деле купе без съемного фастбэка). Мы спросили Коллинза, думали ли вы о том, чтобы сделать лучший двигатель Pontiac 1966 года — 421 — доступным в качестве опции. Он ответил: «Вы разговариваете с парнем, который сделал оригинальную GTO … что вы думаете? Но мы изначально не хотели напугать корпорацию слишком большим хвастовством. большие двигатели после начала производства».

Испугалась ли команда Corvette?

Должна ли была команда Corvette испугаться предложенного Pontiac более дешевого спортивного автомобиля? Вероятный ответ — да. Хотя это привлекло бы большое количество потенциальных покупателей Mustang, его аналогичная тема также была бы привлекательной для нижней части демографической группы покупателей Corvette. Добавление XP-833 в выставочные залы Pontiac по всей стране, особенно в разгар мании GTO, вызвало бы волнение, которое вы могли бы наблюдать из космоса. А с возможностью выбора таких опций, как дисковые тормоза, улучшенная подвеска и тот большой 421 с крошечной 91-дюймовой колесной базой XP-833, возможно, Corvette 427 (на полфута длиннее) в конце концов не казался бы таким горячим.

К сожалению, Pontiac Banshee не для масс

Так было, когда Делориан, Коллинз и остальная часть команды представили Pontiac Banshee высшему руководству GM в середине 1965 года. В разрешении и финансировании дальнейшей разработки было отказано; программа XP-833 была завершена. Коллинз говорит нам: «С точки зрения дизайна и инженерии автомобиль был готов к производству примерно на 80 процентов. Но когда корпорация сказала «нет», это мгновенно обнулилось. Мы пытались изменить ситуацию в течение нескольких недель, но в конечном итоге [ Председатель GM] Джеймс Рош отключился».

Так действительно ли страх Chevrolet перед крахом продаж Corvette погубил программу XP-833? Коллинз признает: «Не мне об этом говорить. Я не участвовал в этих обсуждениях. Но будет справедливо предположить, что Chevrolet не был рад видеть машину». Прежде чем мы будем бросать слишком много камней в призрак Дунтова, давайте вспомним, что ни один из соревнующихся двухместных спортивных автомобилей не продвинулся так далеко. Chrysler XNR умер, когда Вирджил Экснер ушел в 1962 году; Мустанг I превратился в спортивный, но не спортивный автомобиль Мустанг; а Shelby продала жалкие 1002 Cobra за пятилетний период производства (654 маленьких блока, 348 больших блоков). Возможно, истерия спортивных автомобилей начала 60-х была преувеличена.

Скрытые концепт-кары

Возможно, эта цитата 1962 года из пресс-кита концепт-кара Ford Mustang I резюмирует это лучше всего: «Спортивные автомобили по своей природе противоречивы. ими восхищаются многие, а покупают сравнительно немногие». Счетчики бобов GM, вероятно, пришли к такому же выводу и отреагировали.

К счастью, после смертельного решения Коллинз и его коллега, главный механик Pontiac Билл Киллен, имели достаточно влияния, чтобы незаметно разместить два концептуальных автомобиля на складе без разрешения. В большинстве случаев следующей остановкой для отмененных концепт-каров является дробилка. Производители всегда настороженно относятся к искам об ответственности за качество продукции, когда частично сформированные предсерийные автомобили попадают в частные руки. Не в этот раз. Машины находились в Pontiac Engineering до осени 1973 года.

И все же Банши живет

К началу 1974 года Коллинз руководил получившей широкое признание программой уменьшения габаритов полноразмерной платформы B/C 1977 года (помните, что большинство автомобилей разрабатываются за несколько лет до того, как они поступают в выставочный зал), Коллинз покинул Pontiac, чтобы помочь DeLorean в разработке DMC из нержавеющей стали. -12. Перед отъездом Коллинз и Киллен попросили купить пару банши. «Мы обратились в отдел закупок Pontiac и сказали, что хотим их купить». С удивительно небольшой суетой сменился владелец: Киллен взял наш серебристый автомобиль, а Коллинз — родстер 326 с двигателем V-8.

В это время Коллинз говорит нам: «Было несколько оставшихся металлических эмблем Banshee от прерванного проекта XP-798 1966 года, четырехместного истребителя Mustang с независимой подвеской четырех колес и двигателем 421 Tri-Power. В конце концов, этот автомобиль так и не был показан публике, и в производство был запущен менее сложный [на базе Camaro] кузов Firebird F. Я нашел эмблемы у дизайнеров и подумал, что они будут хорошо смотреться на XP-833, поэтому я установил их на обе машины в 1973 году». Pontiac Banshee: что могло быть

Билл Коллинз в эти дни счастливо ушел на пенсию в Мичигане. Он продал свой белый родстер Pontiac Banshee с двигателем V-8 несколько лет назад, но недавно был близок к покупке еще одного двухместного спортивного автомобиля Pontiac. Он говорит: «Я подумал, что Solstice — отличная идея. Жаль, что главный инженер не дал мне достаточно места для коленей, иначе я бы купил такой». Билл не упустил из виду, что Solstice является прямым духовным потомком проекта XP-833. Более того, он доволен тем, что элементы внешнего стиля XP-833 также повлияли на Opel GT 1968 года (выпуклость на капоте и выдвижные фары), овальную заднюю панель (1970 Firebird) и задние фонари с горизонтальными прорезями (1967 Firebird).

Banshee предлагает редкий взгляд на то, что могло бы быть. И если можно провести какое-либо сравнение с почти 66 000 автомобилей Solstice, проданных в период с 2006 по 2009 год, возможно, концепция Pontiac о доступном двухместном спортивном автомобиле не была ошибочной.

Pontiac Banshee: что могло быть

Билл Коллинз в эти дни счастливо ушел на пенсию в Мичигане. Он продал свой белый родстер Pontiac Banshee с двигателем V-8 несколько лет назад, но недавно был близок к покупке еще одного двухместного спортивного автомобиля Pontiac. Он говорит: «Я подумал, что Solstice — отличная идея. Жаль, что главный инженер не дал мне достаточно места для коленей, иначе я бы купил такой». Билл не упустил из виду, что Solstice является прямым духовным потомком проекта XP-833. Более того, он доволен тем, что элементы внешнего стиля XP-833 также повлияли на Opel GT 1968 года (выпуклость на капоте и выдвижные фары), овальную заднюю панель (1970 Firebird) и задние фонари с горизонтальными прорезями (1967 Firebird).

Banshee предлагает редкий взгляд на то, что могло бы быть. И если можно провести какое-либо сравнение с почти 66 000 автомобилей Solstice, проданных в период с 2006 по 2009 год, возможно, концепция Pontiac о доступном двухместном спортивном автомобиле не была ошибочной.

Детали двигателя

Шестерка OHC является мертвой, за исключением модификаций масляного поддона, подходящих к поперечине двигателя. Сдвоенные главные цилиндры на брандмауэре управляют тормозами (справа) и сцеплением (слева). Ограничения по пространству запрещали использование стандартной механической вилки сцепления и рычажного механизма. Ясно, что группа Коллинза оставила достаточно места для любого двигателя в арсенале Pontiac Ram Air.

Ссылка на первоисточник
наверх