Кошмаром каждого галериста является обнаружение подвергшейся нападению и (не дай Бог) поврежденной работы со своей выставки. Живая охрана, камеры, детекторы и сложные методы защиты выставленных сокровищ бессильны против тех, кто намерен совершить преступление против произведения. И речь идет не о краже с целью наживы, а о нанесении вреда и осквернении – за вандализм.
Термин „вандализм“ происходит от латинского названия племени вандалов, воины которого прославились своей склонностью грабить и сжигать захваченные ими поселения. В 445 году им удалось завоевать и разрушить даже Рим, уничтожив бесценные памятники культуры.
Определение вандализма гласит: „Преступление против общественного порядка, проявляющееся в бессмысленном повреждении или полном уничтожении имущественные, культурно-исторические или иные ценности“. Какими бы ни были личные оправдания виновных, они, удовлетворяя свои установки и представления, фактически лишают будущие поколения возможности соприкоснуться с важными произведениями мировой истории и культуры.
Обычно ссылаются на произведения классиков – авторов, произведения которых стоят миллионы и чье восстановление (если это вообще возможно) требует много денег и времени. Попыток ужасно много, и, к сожалению, немало удачных, посягательств на известные шедевры изобразительного искусства. Вот 10 самых ярких из них.
1. Атака молотомзнаменитой скульптурной композиции „Пьета“ Микеланджело Буонарроти, расположенный в базилике Св. Питер“ в Ватикане. В 1972 году психически больной посетитель набросился на шедевр и успел серьезно повредить голову, шею и левую руку Девы Марии.
2. Попытка уничтожить с помощью кислота, на бесценном холсте „Мона Лиза“ Леонардо да Винчи, выставленная в Лувре (Париж). В 1956 году неизвестный совершил это жестокое (еще одно) нападение и испортил нижнюю часть картины.
3. Снова повреждение драгоценной скульптуры молотком – на этот раз это „Дэвид“ Микеланджело. Работа находится в Академии изящных искусств во Флоренции. Левая ступня мужской фигуры повреждена – пальцы буквально разрублены на мелкие кусочки.
4. Разрезать саблей в 7 местахкартина „Венера в зеркале“ Диего Веласкеса, которая в 1914 году висела в Национальной галерее в Лондоне. Акт вандализма был делом рук совершенно нормальной женщины, впоследствии отбывшей заслуженный тюремный срок.
5. Вырезать ножомвеликолепное большое полотно Рембрандта ван Рейна – «Ночной дозор», находящийся во владении Рейкского музея в Амстердаме. Это 1975 год, а нарезки — дело рук психически больного голландца, который по непонятным причинам ненавидит военных всех эпох.
6. Снова в Национальной галерее в Лондоне в 1987 году была задокументирована еще одна жестокая попытка нападения – на этот раз „жертва“ картина маслом „Дева Мария с младенцем и святой Анной“ Леонардо да Винчи. Она была ранена несколькими пулями.
7. Посетитель Третьяковской галереи в Москве, который в 1913 году вырезал ножом лица персонажей, изображенных на холсте, написанном маслом 𔄮Иван Грозный убивает своего сына“ из классики русского изобразительного искусства – Илья Репин.
8. 10-сантиметровый разрыв, вызванный проколом и разрывом острым предметом прямо в середине шедевра „Мост Аржантея“ импрессиониста Клода Моне, шокировала сотрудников, открывших музей „Орсе“ (Париж) октябрьским утром 2007 года.
9. В 1974 году акт вандализма был зарегистрирован в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На самой известной картине Пабло Пикассо – „Герника“, весь антимилитаристский лозунг был нарисован баллончиком. По иронии судьбы, испорченное изображение также носит резко антивоенный характер.
10. Работа великого голландца Рембрандта – „Автопортрет“ в 1998 году оказалось „нарисовано“ желтой краской. Преступник аргументировал осквернение бесценного полотна своим свободолюбием и стремлением привлечь внимание общественности к праву на самовыражение.